?

Log in

No account? Create an account

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Изучаемые и изучающие :-)

Previous Entry Share Next Entry
Мифологические представления о грибах.
labmeister wrote in soc_anthrop
История использования грибов началась ещё во времена палеолита. Лишь немногие - даже антропологи - понимают, какое влияние имели грибы на эволюцию человечества. Грибы играли центральную роль в культурах Древней Греции, Индии и Месоамерике. Благодаря своей очаровывающей природе, грибы всегда вызывали глубокие эмоциональные отклики: от лести со стороны тех, кто понимал их, до страха со стороны тех, кто не понимал. Страх перед отравлением грибами существует в любой культуре, иногда достигая форм фобии. Термин "микофобия" определяет страх и отвращение людей и культур по отношению к грибам. Примерами таких культур являются английская и ирландская. В противоположность к микофобным, существуют и микофиличные культуры. Они находятся в Азии и Восточной Европе, к ним относятся польский, русский и итальянский народы. Они имеют богатый опыт использования грибов, более сотни названий для описания любимых ими видов грибов.

Свидетельством весьма значительной роли грибов в мифологии и – шире – в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского ученого Р.Г. Уоссона и его последователей позволяют выявить значение грибов во многих культурно-исторических традициях. В частности, нередко грибы выступают как классификатор, с помощью которого четко формируются такие оппозиции, как «профанический – сакральный», «женский – мужской», «вода – огонь» и т.д. Сохраняющиеся в низовой традиции колебания относительно принадлежности грибов к растительному или животному миру объясняют ряд мифологических мотивов, связанных с метаморфозами грибов (происхождение грибов из камня, превращение людей в грибы и т.п.). Ситуация характерного географического чередования микофобских и микофильских традиций обусловила крайне низкий уровень знаний о грибах в первом случае и тенденции к выработке специализированной тайной системы знаний о грибах во втором. Резкое различие в отношении к грибам в разных культурах (ср. греч. название грибов как «пищи богов» или ацтекское как «божьей плоти» и трактовку грибов как «хлеба дьявола» или «пищи мертвецов» среди микофобов) не только противопоставляет грибы как пищу «антипище», но и определяет два типа мифологических мотивировок ценности или вредности грибов.

Есть много любопытных теорий появления грибов: в некоторых культурах считалось, что грибы произошли из божьего плевка, что это испражнения богов или небесная моча, в других - испражнения радуги. В Таджикистане считается, что грибы - это упавшие на землю небесные вши, которые вытряхнула из халата “Великая мать”. У одного африканского племени есть теория, согласно которой земля и небо произошли из шляпки и ножки гриба. У кетов сохранилась следующая легенда: мужчины и женщины выросли из земли. Туда их посеял Бог Есей, раскидывая в землю правой рукой семена женщин, а левой - семена мужчин. Поначалу и мужнины и женщины жили отдельно, т.е. бабы жили в чумах, а мужики росли в лесу в виде фаллосов-грибов. Бабы ходили в этот лес и навещали фаллосы, когда у них на то возникало желание. Со временем одной бабе надоело ходить далеко в лес, и она просто вырвала этот грибо-фаллос и принесла в чум, после чего он превратился в полноценного мужика. После такого развития событий лесные фаллосы захирели и превратились в грибы, а мужики перебрались в чумы.

Старейшим археологическим доказательством использования грибов является тассилийское изображение, обнаруженное в пещере Тассили. Создано оно было приблизительно 3500 лет до р. Х. Намерение художника ясно. Танцующий шаман держит в руке волшебный гриб. Недавнее открытие эзотерического культа грибов у мексиканских индейцев позволило заново оценить ситуацию и обратить внимание также на другие традиции, в которых есть подобный культ (старокитайскую, палеоазиатскую и др.). Уже «Хроника» Бернардино де Саагуна (16 в.) сообщает об употреблении индейцами во время религиозных праздников волшебного гриба teonanacatl, вызывающего галлюцинации; еще раньше, на рубеже новой эры, в Месоамерике появилась скульптура с изображением мифического духа на ножке; несколько веков спустя возникают грибы-идолы, изваянные мастерами из племени майа – киче. В палеоазиатской мифологии широко распространены сюжеты о «мухоморных людях». В течение долгого времени существование мексиканских волшебных грибов оставалось загадкой. История их открытия заново представлена из первых рук в замечательном двухтомном труде по этномикологии "Грибы, Россия и История", его авторами, американскими исследователями Валентиной Павловной Уоссон и ее мужем Р. Гордоном Уоссоном, сыгравшим решающую роль в их открытии. 


  • 1
отличный очерк, спасибо

А ведь изваяния острова Пасхи - тожы грибы(?)...

А вот по поводу белых грибов полезная информация. Места сбора. Встречается по всей лесной зоне европейской части страны, в сибирской тайге, в заполярной тундре, а также на Кавказе. Произрастает со многими древесными породами, но чаще в березняках, дубравах, сосняках и ельниках. Растет на всех почвах, кроме торфянистых, встречается чаще группами. Лучшими считаются белые грибы, выросшие в елово-березовых лесах. Грибы из соснового леса имеют более рыхлую мякоть и не так ароматны. Описание. Трубчатый гриб семейства болетовых порядка агариковых Гриб крупный (его масса может достигать 2 кг), шляпка в диаметре до 20-25 см, гладкая или тонко-войлочная, во влажную погоду слегка слизистая. Трубчатый слой мелкопористый, с возрастом меняет окраску от белого до желтоватого и затем зеленоватого. После сушки трубчатый слой у молодых грибов остается белым. Мякоть плотная, белая, на изломе не меняет цвет, без вкуса, с приятным запахом. При сушке мякоть не темнеет, возможно поэтому гриб назвали белым. Вначале шляпка полушаровидная, потом подушковидная. Ее окраска зависит от места произрастания. У белых грибов в сосняках шляпка темно-коричневая, по краю часто розоватая, в еловых - коричнево-бурая, иногда с зеленоватым оттенком, в лиственных - светлая, охряно-желтоватая или светло- буроватая, в березовых - светлая, почти белая, в дубовых - слегка бурая или грязно-белая и длинная ножка (в дубравах белый гриб растет только летом). Ножка гриба длиной до 20 см и толщиной до 10 см. Сначала клубневидная, затем почти цилиндрическая, утолщенная внизу или посередине. Цвет ножки беловатый или светло-бурый с белым или буроватым сетчатым рисунком в верхней части или по всей ножке.

  • 1